Заявление Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России, основные тезисы

Основные факторы сегодняшнего решения:

Рост цен в мае – начале июня существенно замедлился. Мы не склонны трактовать этот факт чересчур оптимистично.

Цены по небольшой группе товаров (примерно 10% от потребительской корзины) в мае не просто замедлили рост, но и снизились. По основной же массе позиций темпы роста цен хоть и снижаются, но по-прежнему значительно выше 4% в пересчете на год. Важный признак стабилизации ситуации – это возвращение инфляционных ожиданий населения к уровням годичной давности. Однако и ожидания предприятий, и ожидания населения пока остаются гораздо выше тех уровней, которые наблюдались при инфляции вблизи 4%. Мы понизили прогноз инфляции на 2022 год с учетом этих тенденций.

По нашей оценке, в мае снижение экономической активности приостановилось. В части внешней торговли физические объемы экспорта снизились меньше, чем мы ожидали в апреле, тогда как динамика импорта в целом соответствовала нашим оценкам.

Экономическая картина по отраслям остается смешанной. Неоднородность усилилась. С одной стороны, по оперативным, в том числе опросным, показателям мы видим точечные улучшения. С другой стороны, в отраслях, где высока роль внешнеэкономических операций, выпуск продукции сокращается.
Высока неоднородность не только в отраслевом, но и в региональном разрезе.
Что касается потребительской активности, то в апреле – мае мы увидели ее охлаждение. Оборот розничной торговли снизился почти на 10% год к году.
Безработица в апреле оставалась на исторически минимальном уровне.

Денежно-кредитные условия смягчились в отдельных сегментах, но в целом оставались жесткими. По оперативным данным, в мае кредитная активность замедлилась, особенно в розничном кредитовании. Вместе с тем есть основание полагать, что снижение ставки в мае поддержит кредитование уже начиная с июня.

Из-за высокой экономической неопределенности дополнительным фактором жесткости кредитных условий остаются повышенные неценовые требования к заемщикам.

О рисках
Проинфляционные риски продолжают снижаться, но остаются существенными.
Бюджетная политика становится стимулирующей.
В случае же дополнительного смягчения бюджетной политики проинфляционное влияние может оказаться сильнее, чем отражено в прогнозе.
К проинфляционным мы также относим риски со стороны предложения.
Если запасы будут таять, а их пополнение будет по-прежнему затруднено, это ограничит производственные возможности и способно усилить инфляционное давление.
Внешние условия несут целый комплекс рисков. От сочетания этих условий и того, как они будут развиваться во времени, зависит их суммарный эффект на экономику и инфляцию. Здесь сосредоточена самая большая неопределенность.

О перспективах
Если ситуация будет развиваться по базовой траектории, по мере снижения устойчивой инфляции будет происходить дальнейшее постепенное снижение ключевой ставки.
На ближайших заседаниях мы будем оценивать его целесообразность. Сроки и масштаб снижения будут очень существенно зависеть от скорости снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса. А также от того, как будет проходить воссоздание производственных цепочек в новых условиях и в какой мере будут разрешаться ограничения со стороны предложения. В соответствии с нашим уточненным прогнозом и с учетом сегодняшнего решения средняя за год ключевая ставка в текущем году составит 10,8–11,4% годовых, в следующем – 7–9% и в 2024 году – 6–7% годовых.









Нужно размещение рекламы и пресс-релизов? Подробнее..



Поделиться новостью:









Яндекс.Метрика