Модернизация линии фосфатирования стальных леерных стоек и контрфорсов

В производственном объединении «Городец» организован специализированный участок по изготовлению стальных леерных стоек и контрфорсов, поставляющий эти изделия судостроительным предприятиям центрального региона.

Согласно отраслевому стандарту детали стальных леерных стоек и контрфорсов должны иметь фосфатное покрытие. Обычно на предприятиях судостроительной промышленности для изделий из углеродистых сталей применяется типовой способ химического фосфатирования, основанный на применении препарата «Мажеф» концентрацией 35—40 г/л при температуре 96—99 °С и продолжительности выдержки изделий в ванне в течение 40—60 мин.

Для внедрения данного технологического процесса на предприятии была разработана и изготовлена ванна из углеродистой стали для химического фосфатирования, оборудованная по внутренним боковым стенкам паровыми змеевиками и электрическими тэнами (внутренние габаритные размеры ванны: ширина 900, длина 2500 и высота 1100 мм). Для изготовления контейнеров, применяемых для загрузки леерных стоек и контрфорсов в ванны, использованы трубы и круглый прокат из углеродистой стали (наружный габарит контейнера: ширина 548, длина 2400 и высота 1400 мм). В этих контейнерах детали располагались почти горизонтально, с небольшим наклоном для стекания раствора. Такая конструкция была принята ввиду того, что подготовительные операции — обезжиривание, травление и промывка — первоначально производились в общих ваннах для обработки труб перед горячим цинкованием, а длина изделий, погружаемых в эти ванны, ограничена 1000 мм. Максимальная же длина леерных стоек составляла 1100 мм.

Опытные работы показали вполне удовлетворительное качество покрытий. Однако в процессе эксплуатации участка выявились следующие недостатки: ванна фосфатирования быстро обрастала толстым слоем фосфатного покрытия, которое трудно удаляется; растворы из ванн подготовки затекали во внутренние полости труб контейнеров и попадали в ванну фосфатирования и наоборот — фосфатное покрытие с контейнеров при повторных загрузках изделии растворялось в ваннах подготовки; трудно оказалось обеспечить и температурный режим (96—99 °С) в отопительный период ввиду падения давления пара; стал проявляться также белый налет после нанесения фосфатного покрытия на изделия (опытным путем выявлено, что при вертикальной загрузке изделии этот налет отсутствует).

Для устранения данных недостатков было решено временно приостановить фосфатирование леерных стоек и контрфорсов и произвести модернизацию линии.

Во-первых, разработали новые контейнеры для вертикальной загрузки леерных стоек и контрфорсов, для изготовления которых использовали детали из листовой стали 08Х18Н10Т толщиной 2; 3 и 8 мм; для защиты изделии от осадка форфатного раствора нижнюю часть контейнера оборудовали поддоном из листовой стали толщиной 2 мм с отверстиями для стекания растворов. При этом высоту контейнера увеличили на 400 мм, что позволило повысить его загрузку изделиями на 30—40%.

Во-вторых, изготовили другую ванну химического фосфатирования с высотой боковых стенок 1600 мм из листовой стали 08Х18Н10Т толщиной 6 мм, оборудованную змеевиками из труб 45X3,5 мм (сталь 08Х18Н10Т) для обогрева паром. При этом уровень раствора после загрузки контейнера с изделиями не доходит примерно на 100 мм до кромки ванны. Сверху она закрывается съемной крышкой.

И в-третьих, ванны для подготовки изделий к фосфатированию (обезжиривание, травление, холодная и горячая промывка) изготовили с высотой боковых стенок 1600 мм (вместо прежних 1200 мм), что позволило загружать в них новые контейнеры.

Одновременно с модернизацией линии технологическим отделом объединения был проработан ускоренный метод фосфатирования при пониженном температурном режиме (55—70 °С), применяемый на Заволжском заводе гусеничных тягачей, входящем в объединение «Горьковский автомобильный завод». При этой технологии используется препарат «Мажеф» (концентрация 25—35 г/л) и азотно-кислый цинк (40 50 г/л), продолжительность обработки составляет 10—15 мин.

В начале 1990 г. на участке химических и гальванических покрытий объединения завершилась модернизация линии химического фосфатирования. Опытная проверка нового оборудования и технологии показала хорошие результаты.

Внедрение ускоренного метода химического фосфатирования леерных стоек и контрфорсов позволило в 3,5—4 Раза повысить производительность труда при выполнении этой операции, улучшить качество покрытия, снизить расходы теплоэнергетических ресурсов и химических материалов.









Нужно размещение рекламы и пресс-релизов? Подробнее..



Поделиться новостью:









Яндекс.Метрика