Политолог Дмитрий Раевский ответил на вопрос о возможных мотивах Индии выступить против создания единой валюты БРИКС.
В августе в ЮАР пройдёт саммит БРИКС. Главной целью встречи является обсуждение проекта создания единой валюты БРИКС. Однако на прошлой неделе министр иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара объявил, что приоритетом страны является укрепление национальной валюты – рупии, а планов в отношении валюты БРИКС у неё нет.
Это очень важно для России, которая сейчас ведёт борьбу по сути не с Украиной, не с Европой, а с США. И именно новая валюта БРИКС должна переломить ситуацию в мире, ослабить доллар, а вслед за ним ослабить и самого гегемона. Главное, что у американцев есть – это не их военная мощь. Потому что на Китай и Россию с военной мощью не пойдёшь – есть ядерное оружие. Но можно подломить экономически, поэтому и введено такое рекордное количество санкций против России. И именно победа в экономической войне может принести победу вообще над Штатами.
Но пока у американцев есть возможность печатать доллары, пока они могут покупать и делать вооружение, они будут его поставлять, чтобы утопить Россию. Поэтому единственное, что мы можем противопоставить США, чем мы, действительно, можем победить – это сделать так, чтобы они не могли на свои доллары покупать и делать оружие, не могли бы его поставлять в Европу, чтобы сам Евросоюз тоже не мог бы из-за финансовых кризисов заниматься производством оружия и поставками для борьбы с Россией.
И в этом контексте слова министра иностранных дел Индии больше похожи на отговорку. На самом деле, здесь прослеживаются два более весомых мотива. Во-первых, Индия ведёт внешнюю торговлю с Европой и США. Идут военные сделки. Расчёты происходят в долларах. Разумеется, Дели не хочет портить отношения с западными партнёрами, поддерживая единую валюту БРИКС. Сами индийские СМИ об этом писали не раз.
Второй момент – это усиление в БРИКС позиции Китая, с которым у Индии уже много лет напряжённые отношения по территориальному вопросу – Джамму и Кашмир. Плюс есть противоречия по Пакистану, в которых США поддерживают Индию, а Китай – Пакистан.
Возможно ли создание валюты без Индии?
Теоретически – да. Пример тому Евросоюз. Есть еврозона, где официальная валюта евро. В неё входят 20 стран, а семь стран имеют свою валюту, хотя входят в ЕС (Болгария, Польша, Венгрия, Дания и др.).
Другой вопрос, что создание единой валюты БРИКС – долгосрочный проект. Чтобы новая валюта работала, БРИКС нужно согласовать механизм обменного курса, платежные системы, иметь регулируемый и стабильный финансовый рынок и пр. Та же Европа переходила на новую валюту более 30 лет, имея при этом общую территорию.