Предложения направлены на снижение рисков, которые возникают у потребителей при покупке товаров или услуг в рассрочку без оформления кредитного договора.
В этом случае человек совершает покупку в долг, но не имеет такой защиты, как у заемщика банка или МФО: у него нет информации обо всех условиях договора, о стоимости услуг по предоставлению рассрочки и о размере возможной переплаты. Также он может не знать о высоких штрафах за просрочку и не может воспользоваться реструктуризацией.
Изучив международный опыт (сервис BNPL), для решения этих проблем мы предлагаем сблизить законодательство, регулирующее потребительское кредитование и услуги рассрочки. В частности, ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования.
Чтобы потребитель точно понимал, что рассрочка не бесплатна, предлагаем запретить устанавливать разные цены на товар в зависимости от наличия рассрочки и ввести обязанность раскрывать ее стоимость. Также следует рассмотреть варианты ограничения стоимости рассрочки.
Кроме того, у покупателя должна быть возможность в течение определенного «периода охлаждения» отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара, а также в любой момент – досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре.
Также важно направлять сведения о рассрочке в бюро кредитных историй. Сейчас отсутствие этих данных мешает банкам правильно оценить долговую нагрузку и кредитоспособность потенциальных заемщиков.
Эти подходы Банк России обсудил с участниками специально созданной рабочей группы – представителями банков и компаний, которые предоставляют услуги рассрочки. Обсуждение продолжится, после согласования предложений со всеми заинтересованными сторонами планируется подготовить изменения в законодательство.
Нужно размещение рекламы и пресс-релизов? Подробнее..
Поделиться новостью: